Описание: небольшое собрание заметок и мыслей о новой песне Hachi «Suna no wakusei», основанное на фанатских теориях и трактованиях, а также размышления о нынешнем японском Vocaloid-сообществе.
Так как данная песня и клип затронули меня больше, чем я ожидала при первом просушивании, то чтобы успокоиться, привести свои мысли в порядок и просто начать наслаждаться песней, а не размышлять о разном, я решила написать подобный пост.
Предупреждение: всё, написанное тут, является плодом размышлений фанатов и никак не подтверждено создателями песни и видео. Единственное достоверное тут – это небольшой комментарий Hachi к песне.
Предупреждение 2: немного мрачно, но это скорее просто один из взглядов на всю ситуацию, так что если вы ощущаете совсем иное – это даже лучше. Поэтому прошу не воспринимать это как незыблемую истину.
Предупреждение 3: скорее всего сумбурно.
Много текстаНачну, пожалуй, с Hachi и его комментария к этой песне.
Думаю, многие знают, кто такой Hachi, но всё же кратко расскажу: это (был) очень популярный и талантливый вокалоидный продюсер, основной период деятельности которого пришёлся на 2009-2011 годы. Можно сказать, сейчас он считается одним из легендарных. В 2012 году Hachi, отойдя от Vocaloid, начал выступать под своим настоящим именем Кэнси Ёнэдзу. Если мне память сильно не изменяет, он не объявлял, что бросил Vocaloid, но говорил иногда в интервью, когда у него спрашивали, вернётся ли он ещё к «Hachi», что сейчас он ощущает себя именно как Кэнси Ёнэдзу (т.е. как сольный исполнитель). Он утратил мотивацию, которая у него были при создании песен для Vocaloid, и пока он не может понять, как создавать вокалоидную музыку (надеюсь, никто не воспримет это буквально, это просто вопрос эмоций, настроя и интереса). Возможно когда-нибудь, когда внутри него образуется некая гармония, он вернётся к «Hachi».
И вот в 2017 году его попросили написать заглавную песню для такого проекта как Magical Miku 2017 (большое мероприятие, посвящённое Vocaloid и в частности Хацунэ Мику, которая к тому же отмечает в этом году юбилей – 10 лет). И Ёнэдзу согласился. Так и получилась «Suna no wakusei».
Сам Ёнэдзу оставил лишь небольшой комментарий к песне, в котором пишет, что обстановка вокруг Vocaloid и Vocaloid-сообщество сейчас значительно изменились и уже отличаются от той «площадки», в которой он игрался в своё время. Когда ему предложили написать песню для такого мероприятия как Magical Miku, он начал думать над тем, какая бы была наиболее подходящей, запиши он сейчас как Hachi песню с Мику. Результатом этих размышлений стала «Suna no wakusei». Он вспоминал, каким видел Vocaloid и его сообщество он, какой замок построили они, продюсеры, в своё время на этой песочной площадке, и, смешивая новые эмоции и чувство ностальгии, создал «Suna no wakusei».
---
Переходим к песне.
Напомню, что далее идут чисто субъективные мнения, ощущения, фанатские теории и мысли, никак не повреждённые авторами. Я постараюсь особо не углубляться, а скорее попробую просто сделать этакую сборную солянку, выделив какие-то основные моменты.
1) Песня.
Сам по себе текст наполнен множеством намёков и отсылок, которые можно воспринимать двояко. Начну с послания песни.
Мнения насчёт этого разделяются. Есть позитивное: возможно, что Hachi хочет данной песней подбодрить Vocaloid-сообщество (продюсеров, фанатов), призывая к действию: «Давайте и дальше создавать. Ничего ещё не погибло, не пропало, не закончилось» («Давайте посадим яблоню в пустыне», «Танцуйте и пойте!», «Даже если дует ветер, мы всё равно пойдём вперёд»). Нужно оставаться с Vocaloid и дальше его развивать («Если ты ещё жив, ответь мне!»). Т.е. Hachi не отрицает того, что сообщество изменилось, возможно, действительно, как говорят некоторые, пошло на спад, но Hachi уже изначально сравнил в своём комментарии Vocaloid-сообщество с песочной площадкой, так что планета песка в таком случае кажется и не такой уж и плохой.
Есть мнение и менее позитивное: как раз заброшенная планета песка и олицетворяет пришедшие в упадок Vocaloid и его сообщество, и сейчас ничего не остаётся, кроме как бродить по ней («Сегодня солнце зашло» и т.д.). Тут акцент делается не на возрождении или продолжении, а скорее подчёркивается увядание.
-
Update (11.08.17): Hachi в совместном интервью с ryo сайту Natalie (от 10.08.17) немного рассказал о «Suna no wakusei» и подтвердил первую (позитивную) теорию насчёт послания данной песни. Небольшой отрывок:
«Я хотел бы, чтобы песня «Suna no wakusei» стала этаким детонатором, но совсем не думаю, что «Именно я переверну всё с ног на голову!». Скорее я хочу, чтобы появилось больше новых людей. Пусть это будет поводом вырасти ещё одному дереву в пустыне. Будет хорошо, если кто-нибудь возделает новую землю вокруг этого дерева, посадит рис или что-нибудь ещё, и это принесёт плоды».
-
Пожалуй, стоит упомянуть и то, что некоторые не считают эту песню возвращением Hachi, скорее она даже похожа на прощальное послание («Пока-пока-пока», «Давай ещё чуть-чуть побудем друзьями в этот раз», «А после пусть уже кто-нибудь делает, что хочет»). Иногда сюда приписывают и фразу «Если надумал, то иди, чтобы не было никаких сожалений», но я бы сказала, что она относится к другому.
Хотя и тут другие возражают, что это не так, так как перед «Пока-пока-пока» есть «До тех пор, пока не вернётся всё как прежде», «До тех пор, пока не помиримся». Да и Hachi ничего не говорил по этому поводу.
-
А теперь возможные отсылки в тексте песни:
В основном они представлены в быстром куплете (?) в середине песни. Тут можно быть уверенным только с Matryoshka и Panda Hero. Остальное – предположения.
- «Жизнь, рождённая от плавления»
«Плавление» - Melt, т.е. песня от Ryo (メルト – Ryo). Одна из самых ранних, самых популярных песен Хацунэ Мику. Это одна из 3 песен, набравших на данный момент на никонико свыше 10 миллионов просмотров. Вышла в конце 2007 года, вызвав большой отклик, так что наверное, является одной из ключевых песен в формировании вокалоидного сообщества.
«Мы с тобой на рандеву?» - «Matryoshka» (マトリョシカ - Hachi);
«О чём думаешь в пришедшей в упадок пустыне?» - возможно «Sashou no Yume Kui Shoujo» (沙上の夢喰い少女 – Hachi)
«И прямо сейчас – па-па-па! - выпрыгни, мой герой» - «Panda Hero» (パンダヒーロー – Hachi);
«Давай разлетимся» - возможно «E? Aa, Sou.» (え?あぁ、そう。 - papiyon);
«Тот танцевальный зал» - «World's End Dancehall» (ワールズエンド・ダンスホール - wowaka);
«В глубине мозаики» - «Mosaic Role» (モザイクロール - DECO*27);
«Выстрели из лучевой пушки: Бам-бам-бам!» – «Senbonzakura» (千本桜 - KurousaP);
«Надежда, воспеваемая мальчиками и девочками» - возможно «Children Record» (チルドレンレコード ) или же в целом «Kagerou Project» от Jin.
«Воспоминания - в электронных звуках» - «Ohimesama wa dension de nemuru» (お姫様は電子音で眠る – Hachi) или же о всех песнях Vocaloid.
Как можно видеть, вероятно помимо своих песен Hachi собрал много других легендарных композиций, напоминающих о прошлом (самая «молодая» из них – 2012 год).
-
2) Клип.
Тему песка (планеты песка) я уже затрагивала немного раньше, поэтому не буду углубляться. Каждый воспринимает по-своему.
Пройдусь по основным моментам.
- Люди, идущие за Мику.
Скорее всего, они олицетворяют вокалоидных продюсеров, которые идут за Мику (за Vocaloid). В эту теорию вписывается и то, что все люди – в масках (без лица, неизвестные), некоторые несут за спиной чехлы с музыкальными инструментами.
По чистой случайности (а может, и нет), на фото на 1:21 вокруг Мику стоят 18 человек, 2 из которых обрезаны. Именно столько оригинальных вокалоидных песен сейчас у Hachi в майлисте на никонико, 2 из которых удалены.
- Развилка.
В описанную выше теорию хорошо вписывается и развилка. Ведь когда она появляется, то двое уходят по другой дороге, не с Мику. Скорее всего показывает тех продюсеров, которые отошли от Vocaloid и ушли в собственную сольную карьеру (или возможно просто прекратили деятельность). В тексте тоже есть строчки, которые можно приписать к этому: «Если надумал, то иди, чтобы не было никаких сожалений». В конце видео вдалеке появляются две машущие руками фигуры, что вполне может означать, что ушедшие продюсеры впоследствии вернулись к Vocaloid (как, например, сам Hachi).
- Человек-цветок.
С данным элементом клипа уверенности ещё меньше, чем в остальном, но мне встречалось мнение о том, что возможно это фанаты, которые сперва обнимают Мику, но потом быстро перенаправляют свой интерес на продюсеров. Ну, или же просто новые продюсеры. Хотя маловероятно. (Но вот при чём тут цветок?...)
- Две Мику.
Тут мне кажутся более-менее нормальными две версии:
Первая о том, что Мику, которая идёт по пустыне, олицетворяет Мику в нынешней атмосфере вокалоидного сообщества, т.е. более сильная, с более жёстким (или же решительным) взглядом, а Мику, которая стоит возле яблони, - это та Мику, которая была во времена, когда сообщество Vocaloid только зародилось.
Интересно, что примерно на 2:00, когда Мику нажимает на разноцветные клавиши, это очень похоже на иллюстрацию, которая использовалась в видео для песни Melt (которая от ryo).
Примечание: Vocaloid были и до этого, но популярность началась именно с песен Хацунэ Мику.
Вторая предполагает то, что Мику в пустыне – эта та Мику, которую видят продюсеры (суровая, продвигающаяся в нелёгких условиях), а Мику возле дерева – это уже скорее красивый образ, который виден фанатам.
- Помимо этого есть ещё много непонятных моментов: почему на дереве яблоки только с одной стороны, что означают люди, наклеивающие плакаты с Мику, и т.д. Но подобное я решила опустить, ибо вот тут уж всё совсем расплывчато.
-
Если суммировать всё, то я бы не назвала эту песню беззаботной и весёлой, она скорее заставляет о многом задуматься, если решиться в ней покопаться.
Я очень рада за тех, кто просто слушает это как новую композицию от известного продюсера и смотрит шикарный клип. Возможно, так и надо делать. Но у меня она вызывает множество эмоций и мыслей, поэтому я и решилась написать этот текст.
Надеюсь, на самом деле в ней не так всё печально, как представили это я и другие слушатели, которым вспомнились разные споры о том, пришёл ли Vocaloid в упадок или нет. Есть много комментариев и о позитивном послании данной песни, призыве к действию и продолжению. К тому же самое главное - она же используется в таком мероприятии!
Как бы то ни было, песня и клип великолепны, так что я благодарна Hachi и Minakata Lab за то, что они подарили это нам.
Я надеюсь, что эта песня и клип хотя бы чуть-чуть да оставили впечатление на прослушавшего и просмотревшего, даже если это и просто мысли «Вау, как круто!». Думаю, именно такая реакция самая лучшая.
--
Далее идут просто размышления о японском вокалоидном сообществе и «упаднических настроениях» в нём, которые можно специально не читать. Да и напрямую это не связано с песней, хотя отчасти объясняет то, почему теории о ней такие мрачноватые.
читать дальшеПризнаюсь, что я не особо знаю, как обстоят дела в русском или англоязычном сообществе, какие ощущения по поводу Vocaloid испытывают фанаты в них, поэтому вполне возможно, что говорить я буду о вполне очевидных вещах. Наверное, слово «размышления» тут не совсем подходит. Это мои попытки описать ситуацию и атмосферу так, как она видится мне. Постаралась слегка отрешиться и рассказать в более-менее нейтральном ключе, хотя не уверена, что получилось. Но поверьте, так кажется не всем, и многие относятся к нынешнему Vocaloid-сообществу довольно позитивно.
Хотя и говорю «сообщество», которое, как известно, включает себя много элементов, тут больший акцент будет на продюсеров, фанатах и самих программах. Основное место «действия» - японский видеохостинг Niconico, на котором, собственно, и зарождалось всё вокалоидное (японское).
Хотелось бы начать
Человеку свойственно приукрашивать прошлое и говорить «раньше было лучше», так что со временем подобные мысли начали витать в воздухе и тут, особенно среди тех, кто был с Vocaloid с давних времён. Людей становилось всё больше, уходило много продюсеров (кто просто бросал, кто начинал заниматься сольной карьерой), которые вели свою деятельность в 2007/8-2011/12 годы (т.е. «старые», знакомые), и начали поговаривать, что Vocaloid идёт на спад.
На мой взгляд, выразило эти мысли и настроения в слова выложенное в июле 2015 года видео утаитэ (продюсера и много кого ещё) Кохэя (Kouhei) об упадке Vocaloid и Vocaloid-сообщества, в котором в течение 21 минуты рассказывалось о причинах подобного, как это виделось автору. Конечно, с некоторыми пунктами можно было не согласиться, т.к. всё подвержено изменениям, и кто знает, может, это новая форма, которую ты просто не хочешь принимать. Часть была приправлена «раньше было лучше», но в принципе в видео были здравые замечания о некоторых изменениях (ведут ли они к застою - уже другой вопрос), построено повествование логично, мнение автора разложено по полочкам. Это, а также уже витавшие негативные мысли породили волну голосов о том, что Vocaloid-сообщество действительно приходит в упадок.
Я уже точно не смогу рассказать подробно содержание видео, но из основных моментов я помню утверждение о том, что Мику (и Vocaloid) прекратили использовать как образ, т.е. её перестали использовать в клипах, перестали писать песни чисто для неё и т.п. Vocaloid начал восприниматься не как основной объект, которому всё посвящается, или как источник вдохновения, а как инструмент для самовыражения. Не «для Vocaloid», а «с помощью Vocaloid». Например, волна песен после Kagerou Project (да и сам данный проект), где героями песен и клипов являются уже не вокалоиды, а оригинальные персонажи. Присутствует свой сюжет, и Vocaloid тут совершенно ни при чём, он тут лишь средство. Можно сказать, что всё такое наверняка было где-то и до этого, но успех (и не в последнюю очередь коммерческий) Kagerou Project и других подобных проектов тоже внёс свою лепту. Акцент сместился с Vocaloid на продюсера.
Другим замечанием было то, что со временем вместе с ростом сообщества поменялся и контингент, интересующийся этим (основной возраст аудитории и т.д.), и хлынула волна людей, желающих достичь успеха при помощи Vocaloid, заявить о себе (и вполне возможно перейти дальше). Для тех, кто был с Vocaloid раньше, если говорить немного грубо, это выглядело так: раньше было уютно и по-домашнему, но внезапно заполонила огромная толпа, изменившая направление Vocaloid и подпортившая всё прежнее. И получилось нечто вроде смещения вектора: расширилась аудитория, в игру включились разные музыкальные компании, а вместе с ними и деньги. К тому же сообщество покинули «старые» продюсеры (wowaka, Hachi, ryo (который, кстати, недавно вернулся) и др.), что тоже повлияло на настроения и последующую ностальгию по прошлому. Видео породило множество споров: были как поддерживающие, так и протестующие. Можно сказать, что волна тогда была.
Но как мы видим, Vocaloid-сообщество продолжает существовать дальше: появляются новые продюсеры, приходят новые фанаты. Старые фанаты, которые были недовольны изменениями или просто потеряли интерес, ушли к чему-то другому, а те, кому эти изменения ничего не подпортили, остались. В общем, всё продолжает идти дальше.
Однако чувство тоски по прошлому и мелькающие иногда мысли «а раньше было лучше» всё-таки не покидают многих тех, кто остаётся в сообществе уже очень долгое время. Очевидно, что Vocaloid-сообщество изменилось, и «уютно, приятно и спокойно» (как зачастую кажется в воспоминаниях, хотя и в те времена тоже много всего разного было) уже не будет. Однако некоторыми нынешнее состояние воспринимается именно как упадок, спад. Так что нет-нет да охватит подобная ностальгия. Наверное, именно поэтому и трактовки новой песни Hachi у многих не так уж и полны оптимизма.